Головна » 2015 » Лютий » 9 » Театр — это и личное счастье, и личная драма
15:59
Театр — это и личное счастье, и личная драма

У Анатолия Ивановича Падуки, отмечающего свое 55-летие, еще две кругленькие даты: 20 лет работы в театрально-студийном движении, 10 лет ведет «Театральный лицей» — студию в центре детского и юношеского творчества «Дивосвiт» отдела образования Приморской райадминистрации. Название студии как-то не придумалось — знают этот коллектив как «театр Падуки». А это значит, согласитесь, что у руководителя есть имя.

 

Правда, пока что — ну, очень неофициальное. Правда и то, что Падука никогда за регалиями не гонялся. Но есть и такие одесские кинорежиссеры и деятели театра, которые считают: пора бы воздать за труды Анатолию Падуке. Обращаются в инстанции...

Тем временем Падуку сегодня есть с чем поздравить. В нынешнем году студентами специальных вузов стали его воспитанники. Валерий Крупенин поступил на актерский факультет (причем — «на бюджет») престижной «Щуки» — Московского высшего театрального училища имени Щукина при театре имени Вахтангова. Евгений Баль и Янина Шарагова приняты на режиссерский факультет Харьковского театрального института. Факультативно, с семестровым испытательным сроком, зачислена на актерский в знаменитый ЛГИТМиК (теперь — СПГАТИ: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) Анна Остапенко.

...И не жалко ему? Ты их пестуешь, даешь специальные навыки и знания. И это же не подготовительные курсы в вуз, не частная театральная школа, — это молодежный самодеятельный театрик, а ты режиссер, спектакли ставишь. А они тебе — раз, и сделали ручкой: большому, мол, кораблю — большое плавание. И спектакль твой, в муках рожденный, тоже... навернулся. Сизифов труд это — режиссер студийной труппы!..

Это душевная (но и физическая, тяжелая, рутинная) работа на полную раскрутку: ничего — для себя, все вкладываешь в другого. В ученика. В молодого-зеленого, чаще всего — культурой не порченого.

Что ж, отвечает Анатолий Иванович, воспитаем других. Есть еще у нас и Андрюша Беседа (этот красивый, органичный парень снялся в «Эффекте присутствия» Леонида Павловского), есть Володя Павлюшкин — чисто сценический Левша...

А насчет того, что «свой театр»... Какой же он «свой»?! Вот расщедрился бы город, дал бы помещение, — был бы «свой». А так — ну, зальчик на сто мест, репетиционная комната в 25 метров, спасибо. Если честно, тесновато театру в детском центре, вырос театр из коротких штанишек. «Вот если бы повернулось к нам лицом управление по делам семьи и молодежи», — только и остается мечтать Падуке, с грустным рефреном: «Спонсора бы!..».

КОГДА-ТО спонсор даже был — под эйфорию начала 90-х. Да жизнь отрезвила... А уникальность опыта Падуки в том, что он все это начал как раз в те годы, когда студийный бум схлынул и полупрофессиональное молодежное театрально-студийное движение повсеместно скисло. Начал — и удержался! Театр-студия Падуки выжил и «выдает на-гора» незаурядную продукцию. Это надо быть отменным организатором и пламенным фанатом, надо, как нынче выражаются, обладать харизмой — увлекать за собой.

НАЙТИ, ВЫПРОСИТЬ деньги на оплату актерского тренинга, на реализацию постановки — чаще всего это означает «уговорить родителей». При том, что сегодня «падукины дети» вынуждены бегать в поисках заработка, хоть и «пашут» в студии пять вечеров в неделю. Заработки — это КВН, выступления в ресторанах. Падука принимает это скрепя сердце: ничего не поделаешь — юным артистам надо из чего-то оплачивать частные уроки вокала, танцев...

«У нас — коммунистическая какая-то студия!» — разводит руками ее руководитель. Иногда они, так, по приколу, после представления обходят публику с шапкой. Кто-то, бывает, бросит две гривни, кто-то — копеечки. Публика театра Падуки — небогатая...

ЧТО ТЕАТР ПАДУКИ — ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, тому репертуар порука. В активе сплошь классика и лучшая современность. Начинали с Чехова, с Вампилова. Правда, на сегодняшний день в действии — только «Комедия города Петербурга» Д. Хармса и «Скользящая Люче» Л. Черняускайте. Недавние спектакли: «Быть может, только Бог» А. Введенского, «Лапу» Д. Хармса, «Обломова» по И. Гончарову, — придется, пожалуй, восстанавливать с новым составом. С непрофессионалами это — титанический труд.

Говорю: «самодеятельность», — но это статус, а не суть. Анатолий Падука, мало что театральный актер-профессионал, он еще и режиссер, но, по призванию, с таким вот уклоном: режиссер-педагог, учитель. А режиссура у него «авторская», при которой актер и слайд равнозначны. Ничего зазорного тут нет: начинающим актерам-любителям «театр представления» дается легче, нежели психологический, а ребятам ведь хочется поскорее видеть результат своих усилий. У Падуки результат получается впечатляющий.

Сейчас око Падуки-режиссера обратилось к наследию народного философа Григория Сковороды. Скажете — не на пользу это «падукиным детям»?..

В ЕГО ПОСЛУЖНОМ АКТИВЕ — 25 лет работы актером Одесского ТЮЗа, где он дослужился до «высшей категории». Первоначально театральное образование он получил в Днепропетровском училище, у хорошего педагога Нелли Михайловны Пинской, а с 1981 года его школил на заочном актерском отделении ГИТИСа Олег Табаков, и за годы учебы Падука пересмотрел в Москве множество громких спектаклей, пообщался и с корифеями. Есть что передать молодняку.

...Когда, лет «надцать» назад, Роман Виктюк ставил в Одесском русском театре «Самозванца», то на главную роль пригласил студийца Падуки Валерия Сторчака. Ну, про то, что Витас (Виталий Грачев) — из «падукиной корзины», вы в курсе, но как раз эту фамилию Падука и не акцентирует, а вот то, что Сторчак окончил актерский факультет Таллиннской консерватории и работает в Москве, для Падуки важно. Как и то, что Александр Кудренко окончил ЛГИТМиК и поступил актером в Александринку (драматический театр имени Пушкина) к самому Валерию Фокину, получил жилье в Петербурге и хорошее жалованье.

На 3-м курсе ЛГИТМиК (СПГАТИ) учится Артур Литвинов, на 2-м — Сергей Алимпиев, там же на отделении кукольного театра — Алена Дмитриева. В Одесском ТЮЗе яркие актеры — «падукины дети»: Валентин Сальников, Елена Юзвак, Валерий Швец... И актер нашей музкомедии Андрей Мирошниченко, ныне, к радости учителя, поступивший в музакадемию. Еще остались в Одессе Александр Бойко, Светлана Виноградова, Алена Рылькова, которых Падука считает для студии очень значимыми.

А вот безотказная «правая рука» Анатолия Ивановича, Александр Онищенко, теперь в Испании: бизнес. Разумеется, не все посвящают себя профессиональному театру, но это ли главное?..

Театр-студия непрофессионалов — это ведь, между прочим, поистине «чистое» искусство: он не отягощен закулисными интригами, как то свойственно профессиональному театру; это не «серпентарий единомышленников», а настоящее сценическое братство, с отблеском на всю жизнь. Вот вам и риторический вопрос: что же он для города Одессы — этот человек Анатолий Падука, со всеми его, для деловой жизни непригодными, «Лапами», «Женитьбами Бальзаминова», «Белыми ночами» и даже Сковородой?..

Газета "Вечерняя Одесса" № 128, 31 августа 2006 года

Источник

Категорія: ЗМІ | Переглядів: 99 | | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar
Театральна студія ЦДЮТ "Дивосвіт"